Учебная дисциплина «Основы права» предусматривает изучение основ общей теории государства и права и основных отраслей права.
Цель преподавания учебной дисциплины «Основы права»:
- получение учащимися знаний о праве и государстве как общесоциальных феноменах, обеспечивающих необходимое социальное управление, регулирование и контроль;
- усвоение комплексных правовых знаний, необходимых для решения задач, возникающих в различных сферах жизнедеятельности общества;
- формирование правовой культуры и правового сознания.
В ходе преподавания учебной дисциплины необходимо обращать внимание учащихся на то, что в успешной деятельности современного специалиста большое значение приобретает его компетентность в области правовых знаний, что является основой для успешной социализации подрастающего поколения в обществе.
Для закрепления теоретического материала и формирования у учащихся необходимых умений и навыков правового поведения программой предусмотрено проведение практических занятий. Цель практических занятий – обобщение, углубление, систематизация знаний по основным разделам права, а также формирование умений работать с нормативными правовыми актами, решать ситуативные задачи и тестовые задания в области права.
Содержание программы включает четыре раздела. Первый раздел включает рассмотрение основ общей теории государства и права, сущности и функций государства, его роли в регулировании общественных отношений. При изучении учебного материала второго раздела необходимо ознакомить учащихся с документами по правам человека, акцентировать внимание на взаимосвязи прав и ответственности личности. Изучение тем третьего раздела программы предполагает изучение основных отраслей права, усвоение основных положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского, Трудового, Жилищного, Уголовного кодексов, системы и механизма защиты прав человека на международном уровне, приобретение умения, находить правовые пути разрешения конфликтных ситуаций. При изучении административного, гражданского, уголовного права целесообразно ознакомление учащихся с нормами процессуального законодательства, что позволяет наглядно увидеть практику реализации материальных норм права. Изучение четвертого раздела дает возможность познакомить учащихся с правами ребенка, основами международного и национального права о правах ребенка.
Содержание учебного материала необходимо систематически корректировать с учетом изменений правовых норм при условии сохранения тем программы. В целях учета изменений правовых норм преподавателю рекомендуется обращаться к базам данных правовой информации.
В процессе обучения необходимо обеспечить межпредметные связи с учебными предметами общеобразовательного и профессионального компонентов учебного плана («Обществоведение», «Всемирная история», «История Беларуси», «Основы экономики»).
В результате изучения учебной дисциплины «Основы права» учащиеся должны
знать на уровне представления:
- место, роль и назначение права и государства в системе социальных отношений;
- основы конституционного строя, основы административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного и международного права Республики Беларусь.
знать на уровне понимания:
- основные правовые категории и понятия;
- основные права и обязанности человека и гражданина, гарантии их реализации;
- основные отрасли права, их структуру и институты;
- основополагающие нормативные правовые акты;
- структуру государственного аппарата, место, роль и компетенцию государственных органов и должностных лиц, структуру и систему судебных и правоохранительных органов.
уметь:
- определять вид правовых отношений и правовые нормы, их регулирующие;
- устанавливать иерархию нормативных правовых актов, регулирующих определенные правовые отношения;
- осуществлять поиск необходимых нормативных предписаний в национальном законодательстве;
- правильно применять нормы права к конкретным правовым ситуациям;
- анализировать состояние и тенденции реализации основных прав и свобод человека в современном мире.
В процессе изучения учебной дисциплины «Основы права» необходимо создать условия:
– для формирования правовой культуры и правового сознания учащихся;
– для воспитания осознанного понимания необходимости соблюдения правовых норм, чувства ответственности за собственные поступки;
– для развития устойчивого внимания, логического мышления, уравновешенности, умения сравнивать, обобщать изучаемые объекты, делать выводы.
Для лучшего усвоения учащимися программного учебного материала, активизации их познавательной деятельности, развития творческого мышления целесообразно использовать практико-ориентированные технологии преподавания, интенсивные методы и приемы обучения, в том числе анализ практических ситуаций, самостоятельную работу учащихся с нормативными правовыми актами и специальной литературой. Для обеспечения должного уровня подготовки учащихся в процессе изучения учебной дисциплины рекомендуется использовать технические и демонстрационные средства обучения.