«Обществоведение» представляет собой интегрированный учебный предмет, ядро которого составляет совокупность научных знаний об обществе и о человеке. Источниками конструирования содержания учебного предмета являются социальные и гуманитарные науки: антропология, культурология, правоведение, политология, психология, религиоведение, социология, этика, эстетика, философия, экономическая теория и др.
В ходе изучения обществоведения учащиеся усваивают систему социально-гуманитарных знаний о человеке, обществе и государстве в многообразии их взаимосвязей и взаимоотношений, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых для успешной жизнедеятельности человека в обществе.
Обществоведческое образование в учреждениях общего среднего образования является важным средством социализации личности. На уроках обществоведения учащиеся получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современном обществе. Изучение обществоведения играет существенную роль в развитии социальной компетентности молодежи, включающей, наряду со знаниями и ценностными ориентирами, комплекс умений: умение ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности в разных сферах общественной жизни.
Существенный вклад вносит учебный предмет «Обществоведение» в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Он приобщает учащихся к важным компонентам гражданской культуры: научным представлениям об отношениях между гражданином и государством; правам и обязанностям гражданина; моделям гражданского поведения, одобряемым обществом; гражданским ценностным ориентирам. Все это позволяет развивать гражданскую компетентность учащихся.
Учебный предмет «Обществоведение» содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подрастающего поколения. Основные понятия морали, нравственные ценности, нравственные нормы, мотивы нравственного поведения являются в данном учебном предмете непосредственным объектом изучения.
Целью учебного предмета «Обществоведение» является содействие становлению творческой личности, обладающей развитым сознанием, критическим мышлением, способной на основе осмысления культурно-исторического опыта, базовых ценностей отечественной и мировой культуры, проблем развития современной цивилизации и понимания основных тенденций развития общества определить пути конструктивной самореализации, активно включиться в продуктивную созидательную деятельность.
Задачи учебного предмета «Обществоведение» состоят в том, чтобы содействовать:
- освоению учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, основных тенденциях общественного развития, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства, позволяющих эффективно действовать в различных ситуациях личной, общественной, профессиональной жизни;
- освоению учащимися опыта применения полученных знаний, умений и навыков для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
развитию нравственной, политической, правовой, экономической культуры личности в единстве знаниевого, поведенческого и эмоционально-ценностного компонентов; воспитанию гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Республики Беларусь.
Личностными результатами учащихся при освоении учебного предмета «Обществоведение» являются:
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; понимании необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к сохранению суверенитета и территориальной целостности белорусского государства; признании ценности семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями;
- готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию, на протяжении всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном обществе, готовность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить общие цели, сотрудничать для их достижения;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, творчества, общественных отношений;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.