Учебная дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук» (ОСГН) разработана для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования. В программу включены интегрированные знания по философии, социологии, политологии, составляющие обязательный минимум.
Ее отличительными особенностями являются:
- компетентностный подход к формированию целей, содержания и организации обучения;
- комплексный характер целей учебной дисциплины, которые рассматриваются как ожидаемые результаты ее изучения;
- полидисциплинарный, проблемноориентированный характер;
- модульно-тематическая структура содержания программы.
Цели учебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных дисциплин» включают общие требования к формированию компетенций учащихся по циклу социально-гуманитарных дисциплин. Компетенции объединены в группы:
- социально-личностные;
- академические (универсальные);
- социально-профессиональные.
На основе общих требований к компетенциям учащихся формируются цели отдельной социально-гуманитарной дисциплины.
Дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук» представляет учебный материал, необходимый учащимся для осмысления социально-политической действительности, общения в социуме, выполнения гражданских обязанностей.
Дисциплина носит пропедевтический характер и служит базой для последующего, более глубокого изучения философии, социологии, политологии; дидактически подготовлена для использования преподавателями современных технологий обучения, ориентированных в большей мере на самостоятельную работу обучающихся, чем на передачу им готовых знаний.
Общие требования к формированию компетенций
учащегося по циклу социально-гуманитарных дисциплин
Изучив дисциплины социально-гуманитарного цикла, учащийся должен приобрести следующие компетенции:
- социально-личностные (гражданственности и патриотизма; социальных коммуникаций; межличностного общения на принципах гуманизма; самосовершенствования; здоровьесбережения.
- академические (универсальные) (работать с источниками знаний; применять научно-теоретические знания для решения практических задач; осуществлять системный сравнительный анализ; учиться самостоятельно).
- социально-профессиональные (использовать в профессиональной деятельности основы социально-гуманитарных знаний (о профессиональной культуре, нравственно-правовые аспекты трудовых отношений); моделировать собственную деятельность по достижению цели; работать в группе).
Цели и задачи учебной дисциплины
«Основы социально-гуманитарных наук»
Ведущая цель учебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» – формирование социально-личностных компетенций учащихся.
Исходя из ведущей цели, выделяются следующие специальные цели:
- усвоение основ философских, социологических и политологических знаний, а также приобретение умений их применения;
- формирование интегрального видения мира, базирующееся на гуманистических идеалах и принципах деятельности;
- овладение культурой философского мышления;
- овладение основами социально-политических действий;
- осознанное принятие системы гуманистических ценностей личности, общества, государства.
В результате изучения дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» учащиеся должны
знать:
- роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека, в развитии культуры;
- ключевые идеи и категории философской концепции человека;
- основные ценности современного общества и личности;
- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в том числе – профессиональной;
- ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;
- общую характеристику общества как системы;
- общую характеристику социальных общностей в Беларуси;
- особенности социально-политического управления в Республике Беларусь;
- основные направления государственной политики Республики Беларусь;
- роль и действия человека в социально-политических процессах;
- общую характеристику культуры социальных и политических действий;
уметь:
- характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;
- применять философские знания при оценке мировоззренческих, социокультурных и профессиональных ситуаций;
- использовать социологические и политологические знания в процессе формирования собственного суждения о социально-политических процессах, отдельных ситуациях и действиях;
- осуществлять социальное взаимодействие;
- ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси;
- осуществлять основные гражданские обязанности.