История Новейшего времени является важным этапом формирования у учащихся целостной картины исторического развития мира, без которого трудно ориентироваться в современной социальной действительности. Она раскрывает картину исторического процесса в его единстве и противоречии от окончания Первой мировой войны до начала XXI в. В обучении истории этот курс занимает особое место. Он является логическим завершением изучения систематического курса истории, поэтому в нем находят отражение обобщающие выводы об основных тенденциях и общественно-историческом опыте предшествующего развития. Курс Новейшей истории имеет ключевое значение с точки зрения формирования мировоззрения и гражданского воспитания учащихся, получения ими социально значимых знаний о современных тенденциях развития мира, их подготовки к вхождению в самостоятельную жизнь.
Программа основывается на сочетании хронологического, страноведческого, сравнительно-исторического и проблемного подходов. Хронологический подход проявился в сохранении традиционного разделения курса на две части (1918–1945 гг., который изучается в X классе, и с 1945 г. по настоящее время, который изучается в XI классе), а также в том, что события и явления истории в рамках темы изучаются во временном (хронологическом) порядке. Страноведческий подход нашел выражение в выделении отдельных блоков: страны Европы и США; Россия — СССР — Российская Федерация; страны Азии, Африки и Латинской Америки. Сравнительно-исторический подход помогает находить общее и различное в развитии процессов мировой истории, показывать взаимосвязь и взаимообусловленность событий. Проблемный подход нашел свое отражение в рассмотрении вопросов, которые не имеют однозначного ответа в исторической науке. Среди них можно отметить такие ключевые проблемы, как вопросы войны и мира, проблемы трансформации и модернизации политических и социально-экономических систем, принципы построения стабильного миропорядка для устойчиво-безопасного развития человечества.
Цель и задачи изучения учебного предмета
Цель изучения истории — овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе с 1918 по 2015 г., необходимыми для формирования гражданского патриотизма и успешной социализации в современной социокультурной среде, и развитие на этой основе исторического мышления.
Основные задачи:
- усвоить важнейшие факты, характеризующие период Новейшей истории от окончания Первой мировой войны до начала XXI в., с раскрытием наиболее существенных причинно-следственных связей;
- усвоить основные исторические понятия в их системе и взаимосвязи;
- вырабатывать ценностные ориентации, формировать оценочные позиции;
- освоить основные способы оперирования знаниями;
- формировать умения, необходимые для осуществления преобразовательной, познавательной и творческой деятельности и применения полученных знаний в общественной и личной жизни.
Изучение истории на базовом уровне осуществляется с учетом возможности реализации компетентностного подхода, учитывающего формирование личностных, метапредметных, предметных компетенций. Компетенции рассматриваются как личностное качество, формируемое в образовательном процессе в ходе усвоения знаний, приобретения умений, навыков, опыта деятельности, необходимых для продолжения образования, трудовой деятельности, успешной социализации в обществе.
Личностные результаты изучения истории на базовом уровне отражают:
- осознание собственной идентичности как гражданина Республики Беларусь;
- формирование базовой системы ценностей (семья, друзья и знакомые, досуг, политика, работа, религия);
- приобщение к культурному многообразию современного общества;
- развитие мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.
Метапредметные результаты изучения истории на базовом уровне отражают умения:
- самостоятельно определять цели своего обучения и познавательной деятельности, а также пути их достижения;
- анализировать свою деятельность и корректировать ее;
- давать определения понятиям и конкретизировать их примерами;
- обобщать, систематизировать, классифицировать факты, устанавливать основные причинно-следственные связи, делать выводы;
- использовать знаково-символьную информацию;
- работать с разнообразными источниками информации;
- организовывать и представлять результаты своей деятельности;
- взаимодействовать с другими людьми, работать в группе, команде, коллективе.
Предметные результаты изучения истории Новейшего времени с 1918 по 2015 г. на базовом уровне направлены на усвоение предметного содержания и освоение специальных способов учебно-познавательной деятельности. Они представлены в подразделах «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся».
Расширить проблематику содержания исторического курса, создать условия для организации усвоения соответствующих способов деятельности, отработать навыки исследовательской работы с историческими источниками, совершенствовать умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения возможно на основе изучения широкого спектра исторических источников.