С 2 по 15 ноября 2012 года в колледже проводилась Методическая декада цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин. Цель декады - ориентирование преподавателей на проведение учебных и внеаудиторных занятий с применением современных педагогических технологий. Методическая декада направлена на то, чтобы вызватьживой интерес к предметам социально-гуманитарного цикла, способствовать проявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Открывали методическую декаду цикловой комиссии социально- гуманитарных дисциплин предметные олимпиады. 2 ноября прошла олимпиада по Всемирной истории. Истории Беларуси (преподаватель Ткачева М.В.). 6 ноября состоялась олимпиада по обществоведению (преподаватель Бычкова А.В.). 13 ноября - олимпиада по географии (преподаватель Киреева З.В.).
По результатам проведения олимпиад жюри определило следующих победителей:
1 Всемирная история. История Беларуси:
2 место – Королева Т. (гр.1Б)
3 место – Матус А. (гр. 1С-4), Храпко В. (гр. 1М)
2 Обществоведение:
1 место –Полтарацкий В. (гр. 1С-1)
2 место – Борейко М. (гр. 1С-1)
3 место – Шевчук П. (гр. 1А-1)
3 География:
2 место – Дорофеев И. (гр. 1С-4), Семчина А. ( гр. 1А-1)
3 место – Королева Т. (гр. 1Б)
Таким образом, были определены учащиеся для участия в районных олимпиадах. К сожалению, по результатам олимпиад по истории и географии нет учащихся, занявших первое призовое место, соответствующее Диплому 1 степени.
С 7 по 15 ноября в рекреации 4 этажа была организованна выставка творческих работ учащихся первых курсов «Я люблю Беларусь!» в рамках акции «Я - гражданин!» (преподаватель Киреева З.В.).
Фотовыставка и творческие работы по географии учащихся первого курса вызвали большой интерес учащихся и преподавателей колледжа.
8 ноября классный час в группе 1С-4 на тему «Молодежные неформальные группы» был проведен преподавателем Киреевой З.В.
Цель мероприятия: формирование у учащихся представлений о современных молодежных субкультурах хиппи и эмо, развитие коммуникативных умений, необходимых для продуктивного обмена мнениями; воспитание активной жизненной позиции, готовности решать проблемы и оказывать помощь другим.
Большой интерес у учащихся вызвала творческая работа в группах «Характеристика неформальных молодежных объединений на примере хиппи и эмо». На основе изученных материалов учащиеся давали краткую характеристику каждой из субкультур, а также создавали образ представителя данного неформального объединения и обыгрывали его, при этом раскрывали ценностные ориентации, использовали жаргон, символы, определенные действия, характерные для этих субкультур.
В ходе оперативной дискуссии по проблеме «Положительное и отрицательное влияние молодежных субкультур на социализацию детей и подростков» использовался метод «Интеллектуальные качели», когда учащимся было предложено высказываться по поводу предложенной проблемы, передавая эстафету друг другу.
Закончился классный час рефлексией, в ходе которой учащиеся высказывали свое мнение по теме занятия при составлении древа знаний «Что я хочу узнать по данной теме?»
9 ноября были проведены:
1 Открытое учебное занятие по обществоведению в группе 1А на тему: «Государство. Демократическое общество» - преподаватель Бычкова А.В.
Применение преподавателем словесных и наглядных методов обучения, а также элементов интерактивных технологий развития критического мышления в ходе традиционного комбинированного урока дало возможность убедиться в глубоких знаниях учащихся по предмету.
Доступное объяснение нового материала с применением методики интерактивного обучения учащихся, полученная информация способствовали углублению знаний учащихся о роли права в жизни человека; развитию аналитических умений по раскрытию основных понятий темы, логическому осмыслению и изложению учебной информации, нахождению различий, сравнению, выделению главного; воспитанию у учащихся правовой культуры и гражданственности.
Учащиеся открыто высказывали свое мнение, комментируя высказывания философов Аристотеля, Платона, Лао-Цзы, Гегеля на тему «Государство», отмечая их актуальность для современных концепций государства.
В ходе рефлексии применен метод «Плюс-минус - интересно». Каждому участнику предлагалось ответить на вопросы: что понравилось в процессе занятия? что не понравилось? что особенно интересного было в процессе занятия?
Следует отметить продуманность каждого этапа учебного занятия и методически правильное его построение.
2 Открытый урок по основам идеологии белорусского государства в группе 2С-7 на тему «Местное управление и самоуправление в идеологических процессах» провел преподаватель Поликарпов А.А.
Урок был направлен на формирование знаний о структуре органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, их роли в реализации основополагающих идей, принципов и положений белорусской государственной идеологии. А также на развитие интеллектуального уровня и мыслительных способностей учащихся; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной гражданской позиции, побуждение к активному участию в формировании органов местного самоуправления и в работе органов территориального общественного самоуправления.
Преподаватель показал методику проведения урока формирования новых знаний, основанную на использовании линейной модели коммуникационного процесса.
Выставка литературы по теме урока, нормативно-правовых актов, мультимедийная презентация по теме, видеофильм «Деятельность территориального общественного самоуправления в г. Могилеве» дополнили и обогатили урок.
12 ноября преподаватель Прудниченко А.Л. провела открытое учебное занятие по основам экономической теории в группе 3А на тему «Основные макроэкономические показатели».
Целью первого этапа занятия была организация деятельности учащихся, направленная на анализ обязательной контрольной работы и осмысление допущенных ошибок. А также проведение коррекции типичных ошибок, допущенных при выполнении обязательной контрольной работы.
В ходе второго этапа учебного занятия при объяснении нового материала активно использовались компьютерные технологи (презентация изучаемой темы, тестовые задания для контроля усвоения нового материала учащимися). Четко прослеживались междисциплинарные связи с социологией, политологией, историей, русской литературой и математикой.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено составить стихотворение по методу «Синквейн» с ключевым словом «макроэкономика».
Выставка творческих работ учащихся дополнила и обогатила занятие.
14 ноября преподавателем Лукьянской В. А. проведено внеклассное мероприятие по дисциплине «Основы права»: интеллектуально-творческая игра «Закон суров, но это закон (Duralex, sedlex)».
Для оценки результатов в жюри были приглашены: Бычкова А.В. – преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, Степанова Е.А. – психолог колледжа и Гуманюк Е.С. – председатель профсоюзного комитета учащихся.
В интеллектуально-творческой игре «Закон суров, но это закон (Duralex, sedlex)» принимали участие:
команда группы 4М-1
команда группы 4М-2
Игра началась с конкурса блиц-викторина "История развития права и государства". Командам предложены 15 вопросов, за каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальная оценка – 15 баллов. При проведении конкурса использованы возможности интерактивной доски.
В конкурсе «Сказка – ложь, да в ней намек…» были продемонстрированы фрагменты из мультфильмов. После обсуждения каждого, используя Уголовный кодекс Республики Беларусь команды должны были назвать статью УК РБ, на которую дан намек в каждом из отрывков. Время обсуждения – одна минута, максимальная оценка – 5 баллов.
В конкурсе "Правовая ошибка" командам дан текст с ошибками. За две минуты необходимо было найти ошибки и выделить их в тексте (подчеркнуть). Максимальная оценка – 4 балла.
Домашнее задание было подготовлено каждой командой в виде мультимедийной презентации на тему: "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. Пора бы наконец поставить запятую". Максимальная оценка – 6 баллов.
В ходе презентации каждая из команд выдвигала свои аргументы «За» и «Против» смертной казни.
После командам, членам жюри, присутствующим учащимся и преподавателям было предложено принять окончательное решение и поставить запятую в соответствии с их внутренним убеждением: “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”. А также проанализировать таблицу, сделать выводы и заполнить ее. А также ответить на вопрос.
Линии сравнения |
Смертная казнь |
Пожизненное лишение свободы |
1 Нравственные, религиозные и духовные аспекты |
|
|
2 Принцип справедливости |
|
|
3 Принцип гуманности |
|
|
4 Судебная ошибка |
|
|
5 Превенция (предупреждение новых преступлений) |
|
|
6 Политический аспект |
|
|
7 Экономический аспект |
|
|
“КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.
Считаете ли вы, что сегодняшнее мероприятие было полезно для вас? Почему?
Жюри подвело итоги, отметив знания и хорошую работу обеих команд.
15 ноября в ходе закрытия недели олимпиад прошла презентация по итогам краеведческого маршрута «Я люблю Могилев» и состоялось награждение победителей преподаватель Киреева З.В.
Подведение итогов явилось завершающим этапом проведения Методической декады цикловой комиссии. Качественный анализ проведенных учебных занятий и внеклассных мероприятий показал, что преподаватели владеют методикой преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла, которые соответствуют современным требованиям предъявляемым к структуре и содержанию занятия. На всех занятиях и мероприятиях использовалась технология проблемного обучения: учащиеся были вовлечены в поиск нужного решения проблемы. Технология критического мышления позволила организовать коммуникативную деятельность учащихся, основанную на принципах позитивного подхода и педагоги сотрудничества.
Анкета-рефлексия по итогам методической декады цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин позволила определить степень участия каждого педагога в декаде. Всеми преподавателями проведены, запланированные учебные и внеаудиторные занятия. Каждый из преподавателей дал самооценку своей деятельности и деятельности коллег по пятибалльной системе. Важно, что увиденные методы и приемы, технологии обучения будут применяться членами цикловой комиссии в дальнейшей работе.
Но вместе с тем, преподавателям цикловой комиссии необходимо активнее использовать те формы рефлексивной деятельности, которые направлены на самоанализ деятельности преподавателя и учащихся на занятиях. Больше внимания уделять обратной связи в системе отношений «учащийся - преподаватель» и «учащийся – учащийся».
Получив информацию посредством обратной связи, преподаватель сможет увидеть слабые стороны в организации учебной деятельности, внести коррективы в планирование урока, а главное, помочь учащимся не только исправить недочеты, но и сохранить желание узнать новое и обращаться к преподавателю в дальнейшем.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитель - это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В.М.
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от учителя-дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства преподавателей, связующим в единое целое всю систему работы учебного заведения является методическая работа.
Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способами, аналитической и рефлексивной культурой.
Методическая декада должна стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Она предназначена для обеспечения творческой работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а так же для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов.